по SEO, сайтам и контексту
SEO и 1С. Пост, наполненный болью
Вот есть SEO – продвижение сайтов в поиске.
В рамках SEO оптимизатор занимается ключевыми словами, заголовками, текстами, улучшает информативность, ищет ссылки, анализирует конкурентов, пишет рекомендации заказчику.
И есть программа 1С – торговый и складской учёт.
Из неё на сайт попадают товары, а с сайта туда уходят заказы.
В идеальном мире то, что происходит в 1С, оптимизатора никак не беспокоит.
И продвижение сайта и складской учёт в 1С спокойно себе сосуществуют.
Но мы живём в реальности.
И по нашему опыту продвижение сайта и адекватно настроенная 1С-ка связаны напрямую.
Что может пойти не так и к чему это приводит
1. Разная логика построения каталога в 1С и на сайте.
В 1С структура обычно выстроена под менеджеров, продажников.
Или отталкивается от прайс-листов поставщиков.
Или от логики того, кто заводил товары в систему.
На сайте каталог должен быть построен под SEO.
Иногда это можно решить хаком.
Иногда нужно полностью переделывать структуру в 1С.
У нас были случаи, когда заказчика удавалось уговорить на это только через 1.5 года после начала продвижения. Когда он начал доверять нам и понял, что это действительно необходимо.
2. Резкое изменение структуры в 1С, без уведомления SEO-оптимизаторов.
Пункт, связанный с первым.
Когда заказчик с командой 1С-ников делают новую структуру, не сообщая об этом оптимизаторам.
А потом в один день делают её релиз. И на сайте тоже полностью меняется структура.
3. Пропадающие разделы, исчезающие описания, другие ошибочные изменения на стороне 1С.
На стороне 1С что-то меняют, а оптимизированный раздел исчезает с сайта.
4. Дикая настройка 1С
Как-то сталкивался, когда обмен с 1С каждый раз менял url-адреса всех карточек товаров на сайте.
5. Проблема с передачей свойств из 1С (там они называются доп. реквизиты).
В 1С свойства создаются для отдельных разделов, а, например, в сайтах на Битриксе все свойства сквозные, единые для всего каталога.
В результате при обмене 1С и сайта, в Битриксе часто получается многократное дублирование свойств.
Исправляется общими усилиями разработчиков и администраторов 1С.
6. Ограничения по полям в 1С.
Например, в 1С сильно ограничена длина описания товара.
Если описания товаров храним там, то это нужно учитывать.
7. Обновление картинок.
Если ежедневно сделан полный обмен с каталогом, то каждый день на сайте обновляются/перезаписываются все картинки.
Это правим на стороне сайта, чтобы картинка обновлялась, только если она обновлена в 1С.
Сравниваем их по хеш-кодам и обновляем, только если они разные.
8. Обмен «только изменения» регулярно оставляет ошибки, например, неактуальные товары.
Товар не удалили, а переместили в архив, метку на удаление поставить забыли.
Такие ошибки накапливаются.
Хотя бы 1 раз в неделю/месяц нужен полный обмен.
Все проблемы выше приводят к тому, что зачастую самая горячая и важная битва за рост трафика происходит не на планёрках и мозговых штурмах маркетологов, а в рабочих чатах – заказчик, менеджер, оптимизатор, 1С-программист, разработчик сайта.
Именно там выясняется, получится ли сделать структуру под ключевые слова, починить исчезающие описания товаров, корректно выгрузить свойства для страниц фильтров.
Из этого всего вижу следующую мораль.
Для студии/оптимизатора
Было бы здорово заниматься только маркетингом и в принципе не касаться 1С и складского учёта. Но так не бывает и хотя бы в общих чертах знать, как оно там внутри устроено, нужно.
Ну и надо коммуницировать, в том числе со специалистами по 1С.
И терпеливо объяснять почему хорошо – это вот так, а не по-другому.
Для заказчика
Знать, что 1С-администратор важный человек :)
От его навыков, адекватности и умения слышать маркетологов зависит многое, зачастую даже успех в SEO-продвижении.
Ну и главное, если планируются крупные изменения в 1С по структуре, товарам, то будьте уверены, ваш оптимизатор очень хочет об этом узнать раньше, чем эти изменения появятся на сайте!
Успехов!