по SEO, сайтам и контексту
Когда к нам в студию приходит новый заказчик, мы заполняем с ним бриф.
Сколько-то лет назад мы делали так: отправляли бриф на почту с просьбой его заполнить. И потом пару дней (или недель) ждали и нудели заказчику, ну как там с опросником.
Когда бриф приходил, часто он был заполнен очень сухо, вопросы не раскрыты, пользы от брифа было немного.
Сейчас мы делаем по-другому.
Опрашиваем заказчика по телефону, голосом и сами заполняем ответы в документ. Обязательно помогаем, задаём наводящие вопросы.
1. Ещё до звонка заказчику смотрим сайт, тематику, находим нескольких конкурентов, поверхностно оцениваем ключевые слова, составляем наводящие вопросы.
Чтобы при звонке уже немного понимать тематику.
Например, изучив контактную информацию и условия доставки на сайте, мы уже будем знать, по каким регионам работает компания, сколько у неё филиалов и др. Вписываем эту информацию в бриф курсивом, потом уточним.
2. Обязательно используем наводящие вопросы, приводим примеры. Без них бывает сложно получить развёрнутый ответ.
Например, типичный диалог по вопросу из нашего брифа по SEO:
– Подскажите, сколько у вас товаров в каталоге?
– Ох, затрудняюсь ответить, даже не скажу.
– Ну приблизительно это сто товаров, тысяча или десять тысяч?
– Да, нет, меньше, пару тысяч, я думаю 2-3 тысячи.
- Супер, спасибо.
Другой пример:
– Подскажите, а кто ваша целевая аудитория, кто у вас в основном покупает?
– Да вы знаете, сложно сказать, от разных людей бывают заказы.
– Да, понятно, и всё же от кого больше? Например, могу предположить, что в этой тематике покупают больше из больших городов, например, из Москвы? Наверное, больше мужчины от 25 до 55 лет, верно?
– Не совсем. Да, это крупные города – в основном Москва и Санкт-Петербург. А вот женщин и мужчин поровну. И возраст, наверное, лет от 30 и до 50 где-то.
3. Процесс общения важнее соблюдения порядка вопросов.
Если заказчик что-то нам рассказывает, мы стараемся не перебивать и не мешать.
Информацию фиксируем «на полях» в любом месте брифа. Уже после созвона разбираем по нужным полям.
Также можно включить запись разговора, чтобы точно ничего не забыть зафиксировать.
4. После завершения звонка, пробегаемся по брифу для заказчика и смотрим всё ли нам понятно, есть ли цельное впечатление о задачах и компании заказчика.
На этом этапе могут всплыть ещё несколько вопросов или уточнений.
На мой взгляд, нет ничего страшного, чтобы ещё раз позвонить и их задать.
5. В завершение брифирования просим доступы в Вебмастер и Яндекс.Метрику.
Доступы позволят лучше изучить проект, сделать экспресс-аудит полезнее для заказчика.
И по моему опыту, если заказчик готов передать доступы, это существенно повышает вероятность заключения договора.
Скачать наш бриф с подсказками для интервьюера.
Google Docs, копируйте себе на диск («Файл» — «Создать копию»).
В SEO брифе есть наводящие вопросы.
Желательно их изменять индивидуально под тематику каждого заказчика.
То есть перед созвоном пробежаться по брифу для заказчика и подумать, какие можно использовать наводящие вопросы именно в этой тематике.
Успехов!