по SEO, сайтам и контексту
Что важно спросить у заказчика перед началом работ. Пример нашего брифа по SEO
Когда к нам в студию приходит новый заказчик, мы заполняем с ним бриф.
Сколько-то лет назад мы делали так: отправляли бриф на почту с просьбой его заполнить. И потом пару дней (или недель) ждали и нудели заказчику, ну как там с опросником.
Когда бриф приходил, часто он был заполнен очень сухо, вопросы не раскрыты, пользы от брифа было немного.
Сейчас мы делаем по-другому.
Опрашиваем заказчика по телефону, голосом и сами заполняем ответы в документ. Обязательно помогаем, задаём наводящие вопросы.
Важные, на мой взгляд, моменты, чтобы получить максимум информации и сразу наладить общение:
1. Ещё до звонка заказчику смотрим сайт, тематику, находим нескольких конкурентов, поверхностно оцениваем ключевые слова, составляем наводящие вопросы.
Чтобы при звонке уже немного понимать тематику.
Например, изучив контактную информацию и условия доставки на сайте, мы уже будем знать, по каким регионам работает компания, сколько у неё филиалов и др. Вписываем эту информацию в бриф курсивом, потом уточним.
2. Обязательно используем наводящие вопросы, приводим примеры. Без них бывает сложно получить развёрнутый ответ.
Например, типичный диалог по вопросу из нашего брифа по SEO:
– Подскажите, сколько у вас товаров в каталоге?
– Ох, затрудняюсь ответить, даже не скажу.
– Ну приблизительно это сто товаров, тысяча или десять тысяч?
– Да, нет, меньше, пару тысяч, я думаю 2-3 тысячи.
- Супер, спасибо.
Другой пример:
– Подскажите, а кто ваша целевая аудитория, кто у вас в основном покупает?
– Да вы знаете, сложно сказать, от разных людей бывают заказы.
– Да, понятно, и всё же от кого больше? Например, могу предположить, что в этой тематике покупают больше из больших городов, например, из Москвы? Наверное, больше мужчины от 25 до 55 лет, верно?
– Не совсем. Да, это крупные города – в основном Москва и Санкт-Петербург. А вот женщин и мужчин поровну. И возраст, наверное, лет от 30 и до 50 где-то.
3. Процесс общения важнее соблюдения порядка вопросов.
Если заказчик что-то нам рассказывает, мы стараемся не перебивать и не мешать.
Информацию фиксируем «на полях» в любом месте брифа. Уже после созвона разбираем по нужным полям.
Также можно включить запись разговора, чтобы точно ничего не забыть зафиксировать.
4. После завершения звонка, пробегаемся по брифу для заказчика и смотрим всё ли нам понятно, есть ли цельное впечатление о задачах и компании заказчика.
На этом этапе могут всплыть ещё несколько вопросов или уточнений.
На мой взгляд, нет ничего страшного, чтобы ещё раз позвонить и их задать.
5. В завершение брифирования просим доступы в Вебмастер и Яндекс.Метрику.
Задачи брифирования, как я их вижу:
- Непосредственно получить информацию по проекту.
- Понять можем ли мы быть полезны заказчику и интересен ли нам этот проект.
- Показать заказчику, что мы его слышим, что стремимся понять его цели и задачи.
- Попросить доступы к системам статистики.
Доступы позволят лучше изучить проект, сделать экспресс-аудит полезнее для заказчика.
И по моему опыту, если заказчик готов передать доступы, это существенно повышает вероятность заключения договора.
Скачать наш бриф с подсказками для интервьюера.
Google Docs, копируйте себе на диск («Файл» — «Создать копию»).
В SEO брифе есть наводящие вопросы.
Желательно их изменять индивидуально под тематику каждого заказчика.
То есть перед созвоном пробежаться по брифу для заказчика и подумать, какие можно использовать наводящие вопросы именно в этой тематике.
Успехов!